понедельник, 9 марта 2009 г.

Почему именно Пронин?

  Нас интересует литературный герой массовой культуры. Задача настоящей работы - показать его в широком контексте общественной жизни и культурной ситуации, связанной с его феноменом. В последние годы в среде представителей нынешней массовой культуры почем-то принято считать, что советской массовой культуры не существовало. А между тем советская массовая культуры не просто "имела место быть", а представляет из себя сложное явление со своими вершинами и противоречивыми тенденциями. Она имела свою широчайшую аудиторию и вместе с аудиторией то становилась интеллектуальнее, то жесточе, следуя, как и положено массовой культуре, за потребителем-заказчиком. В рамках этой культуры работали весьма разнообразные коммерческие монстры (назовем хотя бы В. Пикуля и Ю. Семенова). Случались и яркие прорывы в большую литературу (назовем Павла Нилина и его "Жестокость"). И одним из знаковых персонажей той культуры был и остается майор Пронин.
  Почему мы посчитали наиболее подходящим героем для подобного исследования именно майора Пронина, героя легендарного, мифологизированного, но выпавшего из корпуса литературы, актуальной для читателя? Во-первых, именно потому, что это - миф, вошедший в наш культурный обиход. Не случайно в анекдотах о великих сыщиках разных стран от России представительствует именно Пронин (наряду с неизменным англичанином Холмсом, американцем Пинкертоном и французом Мегрэ). А во-вторых, пронинский цикл - единственная в нашей литературе относительно успешная попытка создания классического детектива, связанного с традициями Эдгара По и Артура Конан Дойля, а это также создает для произведений Л. Овалова богатый контекст. 
  Итак, майор Пронин. Персонаж, чьи "проницательные, чуть-чуть усталые глаза" обернулись литературной шуткой. Как водится, у Овалова подобных пассажей не было. Хотя были "сатиновые трусики", просившиеся в пародию. Прошу считать нижеследующий материал "пронинским ассорти"; это блюдо составлено из сюжетов и ассоциаций, связанных с героическим образом майора. 

1. Рыцари в гороховых пальто
  В самой известной, если угодно, культовой повести о майоре Пронине ("Голубой ангел") Лев Овалов заметил: "Сыщик в гороховом пальто стал анекдотической фигурой"1 .
  Они пришли на смену солдатам и мушкетерам, сказочным царевичам и богатырям; майор Пронин был не последним в их рядах.
  В двадцатом веке роль национального героя в английской, французской, американской культуре получили слуги правосудия, рыцари в гороховых пальто, предприимчивые защитники обиженных, вооруженные достижениями современной техники. Так, англичане относятся к Холмсу как к олицетворению викторианской доблести, которая является примером и для современной Британии. Да и для любого туриста, посещающего Лондон, одним из главных "львов королевы" является сыщик с Бейкер-стрит. Характерный американский герой, основополагающий для всей массовой культуры - это тоже человек действия, супермен, как правило, являющийся шерифом, следователем, агентом секретных служб и т. п. Такова массовая культура с ее своеобразной и влиятельной мифологией. В первом десятилетии нашего века для русских издателей и поклонников массовой литературы было делом чести заиметь своего Шерлока Холмса - как свое метро или автомобиль "Руссо-балт". И он пришел - Иван Дмитриевич Путилин2 . Наряду с "Пещерой Лехтвейса", книжками о Гарибальди, о Пинкертоне, Нике Картере, а также об "отвратительном двойнике" (определение Корнея Чуковского) конандойлевского Холмса, в ход пошли книжки о гении русского сыска Путилине. И, безусловно, Путилин - прямой предшественник Пронина , отразивший массовые представления об идеальной сильной личности, характерный для России начала 20 века. У этих героев в русской культуре были и более далекие предки - правда, они не носили гороховых пальто, не были сыщиками. Начиная с 18 века любимым героем массовой культуры был тоже защитник обездоленных, но не барин из сыскной полиции, а полководец, о которых слагали песни и лубочные истории. Это "Блюхер", о котором упоминал мечтавший о массовой популярности Белинского и Гоголя Некрасов, это Скобелев и главный герой русской героической мифологии Суворов. Эти рыцари были предшественниками рыцарей в гороховых пальто. Заметим, что сходная генеалогия была и у Холмса. 
  Итак, нас интересует майор Пронин - фигура легендарная, интересная своими стилистическими связями с аналогичными образами из русской и зарубежных культур. Нужно разобраться в судьбе литературного майора - почему именно он занял в наших умах место знакового героя? Пронин - самый известный из отечественных рыцарей в гороховых пальто, хотя рассказы о нем в наше время читали немногие. 

2. Корпус пронинской литературы 

  Отец майора Пронина - писатель Лев Овалов (псевдоним Льва Шаповалова) - разрабатывал золотую жилу не слишком продуктивно. Впрочем, длительной эксплуатации и тиражирования успешных литературных проектов в отечественной культуре и не бывало. Мы знаем Пронина по следующим произведениям Овалова: "Рассказы майора Пронина " ("Синие мечи", "Зимние каникулы", "Сказка о трусливом черте"), "Рассказы о майоре Пронине " ("Куры Дуси Царевой", "Agave mexicana", "Стакан воды"), повесть "Голубой ангел". Также Пронин действует в повестях "Медная пуговица" и "Секретное оружие". "Что ж, немного. Но в умелых руках…" - так говаривал Пронин , извлекая из карманов матерого шпиона Роджерса всего лишь два пистолета. Конечно, оваловский канон был дополнен народными анекдотами и целым рядом литературных игр, но таким изобретательным, как в "Голубом ангеле", Пронин уже никогда не будет...

Далее  - 

Арсений Замостьянов. "Пронинское ассорти".

Комментариев нет:

Отправить комментарий